inkomi (inkomi) wrote,
inkomi
inkomi

Categories:

Интересный журнал о Республике Коми: Из «чаши Святослава» пили в Приполярье

То лето на севере Коми откровенно не задалось. Только в июле выпала погожая неделя. Все остальное время температура не выше десяти градусов, непрерывно льет мелкий дождь, дует холодный северный ветер.

Промерзшие за сезон археологи шутят: "Нашим подопечным было тяжелей: ни тебе резиновых сапог, ни полиэтиленовых накидок, ни сгущенки на праздник".

Между прочим, климат в низовьях Печоры стал в последние тысячелетия помягче. Глобальное потепление все-таки!

А раньше здесь стоял настоящий дубак. Но человек прижился и в этих местах. Зачем-то он сюда тянулся. Может тоже: за туманом и за запахом тайги?

Стоянку бронзового века на небольшом притоке Печоры -- речке Маче -- в 1966 году обнаружил археолог В. Канивец. Тогда раскопки особых сенсаций не принесли. Открытый памятник надолго оставили в покое.

Вернулись археологи на Мачу в 1993 году. Руководитель экспедиции кандидат исторических наук Игорь Васкул, исследуя беломощники на боровой терассе, обнаружил следы древних захоронений. Раскопки он продолжил и в последующие годы. Копал с переменным успехом. Пока, наконец, очередной сезон не принес настоящую сенсацию.

vaskul-diggin.jpg

Оказалось, что небольшой слой белого мха и песка вот уже две с половиной тысячи лет скрывает от любопытных глаз невиданное прежде на Севере захоронение. Тела усопших пращуров были уложены в лодки, установленные так, чтобы образовалась звезда с многими лучами.

Подобным образом, в лодках, еще во времена неолита хоронили своих соплеменников скандинавы. На российском Севере подобных захоронений пока не находили.

Еще интереснее оказалась утварь, положенная древними в могилу.

Среди десятка найденных бронзовых фигурок почти нет тех, которые имели бы отношение к природе высоких широт. В маленьком насекомом легко угадывается медоносная пчела из каких-нибудь предгорий Алтая. Навершие женского гребня украшено фигуркой лошадки. Одна из статуэток -- копия ползущего тигра. А есть еще бронзовая птица, как две капли воды похожая на попугая, грифон, словно бы списанный с египетских изображений, странные люди с головами хищных птиц.

Такая вот северная эклектика -- скандинавские лодки по соседству с культовыми фигурками степняков.

Гаревский рыбак Федор Андреевич Хозяинов, доставивший меня на лодке к могильнику, абсолютно убежден, что песенка: "Я на Мачу еду плачу, с Мачи еду -- хохочу" придумана на Шиховском.

Федор интересуется делами археологов не только потому, что подрядился раз в неделю возить им хлеб с правого Печора. У него в отряде племянница -- Света Шишелова, учительница средней школы села Карпушовка. Она начинала раскопки с Васкулом еще пять лет назад, вчерашней студенткой. Сейчас Света мама совсем взрослого сына. Но и он не держит, остался с отцом дома. А Света в палатке за рекой.

-- Что им там, медом намазано? -- рассуждает Федор. -- Правильно ведь поют: "Я на Маче только плачу!", замерзла там Светка, как окунь на зимней рыбалке.

Про реку Вачу, о которой пел Высоцкий, Федор, оказывается, не слышал. Но, похоже, в глубине души, все-таки таит уверенность, что у археологов та же цель, что и у бича с Вачи: найти золотишко. Просто не говорят. Иначе -- зачем бы мучились?

-- Объясни, на кой ляд эти черепки и фигурки? -- спрашивает он. -- Вот если бы вокруг моего огорода копали, я бы потом пустошь картошкой засадил. Это дело! А здесь?

А здесь тоже тяжелое землеройное дело. И удивительный простор для самой разнузданной фантазии. Игорь Васкул демонстрирует мне находки нынешнего лета: медный топорик изысканейших линий, филигранные бронзовые поясные накладки в виде змеек. И, наконец, необычного вида чашу из непонятного материала. Только, когда берешь ее в руки, понимаешь: череп, обычный человеческий череп.

-- Неужели это та самая чаша, которую половецкий хан Киря сделал из головы убитого князя Святослава? -- пытаюсь шутить.

Игорь Васкул

-- В то время, когда ее делали, ни славян, ни половцев еще не было. -- ответил Васкул. -- Тогда на мир сильно влияла культура царских скифов. Обаяние скифской цивилизации распространялось от греческих полисов на Черномом море до самого Полярного Круга. Кстати, многие местные медные фигурки повторяют излюбленные сюжеты скифских мастеров.

-- Так кто же они -- древние жители Печоры? Скифы, скандинавы, угро-финские племена?

-- Ответ на этот вопрос вряд будет когда-либо будет точно известен, -- говорит Васкул. -- Говорить о том, что на Печоре нашли свой приют скандинавы на основании того, что люди хоронили своих соплеменников в лодках, так же глупо, как и утверждать, что сюда пришли понтийские греки или царские скифы. Ясно одно: и два с половиной тысячелетия назад российский Север был втянут во все крупнейшие процессы мировой истории. Конечно, географически он находился на перефирии. Но все: включая расцвет и падение Египта, Греции, Рима, нашествия гуннов, слабым эхом докатывалось и до Печоры.

Мне после разговора с Игорем Орестовичем ясно еще и другое: древние хозяева Мачи были предприимчивые, сильные и очень головастые люди. Другие просто не выжили бы в условиях полярной ночи, суровой зимы и холодного лета. Ясно и то, что это были энциклопедисты в полном смысле слова. Иначе, как они могли, простые охотники, рыболовы, собиратели грибов и ягод, знать тайны металлургии, секреты подлинно художественного литья?

Наверное, это были философы и звездочеты. Их захоронения, перенесенные на бумагу, выявляют поэтическую закономерность: могилы образовывали цепь точек, почти точно повторяющих расположение звезд в созвездии Большой Медведицы.

-- Нам даже представить сложно, скольким мы обязаны этим неутомимым путешественникам, которые освоили просторы Севера пешком, -- убеждает Васкул. -- Нехитрый скарб они тащили на волокушах, а может быть просто на плечах. Ведь колесо тогда еще не изобрели. Они и есть подлинные первооткрыватели Арктики. Они нашли наиболее удобные пути в Заполярье, образовали на этих путях поселения. Куда они исчезли потом, мы не знаем. Но гораздо позже, по их следам, сюда вновь пришли люди. На Шиховском могильнике мы нашли поселение людей Железного века. Они пришли тем же путем. И стали не просто жить здесь, на Маче, а, судя по некоторым нашим находкам, обожествили первопроходцев, стали поклоняться им. Может и нам стоит так же трепетно относиться к истории? Ведь и в последующие века Север осваивали по нахоженным в древности тропам.

... На Маче хохочут не только, когда заканчивается археологический сезон, и студенты, школьники, ученые разъезжаются по домам. Здесь хохочут каждый день -- по поводу и без.

А прошедший недавно День Археолога на Маче отмечали так, что любое официальное гуляние на Большой земле выглядит абсолютно бледно. Пусть даже на тех праздниках небо расцвечивают фейерверки и лучи лазера, а на Маче -- только Полярная звезда и Большая Медведица.

Здесь, как и на знаменитой Ваче Высоцкого, пашут до умопомрачения. Но безо всякого расчета набить карманы длинным северным рублем.

Иногда эти пацаны и девчонки сами напоминают реликтовый этнос: так непохожи они на своих прагматичных и деловых сверстников.

Речка Мача
Усть-Цилемский район



[Интересный журнал о Республике Коми] (На сайте)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments